ГБО: сколько прослужит газовое оборудование?

ГБОЦена ГБО заставляет задумываться не только об окупаемости, но и о сроках его эксплуатации. О них и расскажем далее

Вопрос срока безремонтной эксплуатации газобаллонной установки совсем не праздный, ведь обходится оборудование не дешево.


Ресурс агрегатов газовой системы неодинаковый. К «вечным» элементам относят баллон – срок его службы составляет 10 лет. Каждые два года необходимо производить поверку емкости, о чем делается соответствующая отметка в паспорте (табличка на стенке сосуда). Даже если внешних повреждений нет, дольше положенного срока эксплуатировать баллон не рекомендуется, потому что его внутренняя поверхность ничем не защищена от коррозии. Сократить срок эксплуатации могут механические повреждения. Тут отметим, что нельзя подвешивать снаружи баллоны для внутреннего размещения.


Также условно неограниченным ресурсом обладает электронный блок управления (ЭБУ). По сути, это компьютер, и вывести его из строя способны сбои в бортовой электропроводке и попадание влаги. Мастерам, осуществляющим ремонт ГБО в Киеве, известны случаи, когда после перепадов напряжения и грязевых ванн блок удавалось вернуть к жизни. Однако это скорее исключение, а не правило. В большинстве случаев страдала главная плата и блок целиком подлежал замене.


Остальные ключевые элементы газобаллонной установки – форсунки и редуктор-испаритель – вечными не назвать. Кроме того, их ресурс сильно зависит от производителя, цены и характера эксплуатации.



Газовые форсунки


Форсы относятся к наиболее нагруженным агрегатам ГБО. Ресурс премиальных моделей может превышать 200 тыс. км пробега! Бюджетные форсунки такой живучестью похвастать не могут – 100 тыс. км это предел. Чаще получается и того меньше – 60-80 тыс. км причем с заменой ремкомплекта на рубеже 30 тыс. км. Повлиять на срок службы газофорсов в меньшую сторону можно несвоевременной заменой фильтра: посторонние включения в составе газа наслаиваются на штоке, затрудняя его ход. Если вовремя не промыть форсунку, то сгорит обмотка катушки. Отремонтировать «пробитую» форсунку невозможно.


ремонт ГБО


Редуктор-испаритель


Агрегат испытывает температурные нагрузки – корпус редуктора подключен к системе охлаждения автомобиля, где циркулирует антифриз. В то же время преобразование пропана из сжиженного состояния в парообразное сопровождается снижением температуры и если в системе охлаждения вдруг образовалась воздушная пробка или уровень охлаждающей жидкости ниже положенного, то резкое снижение температуры негативно сказывается на алюминиевом корпусе и рабочих элементах агрегата. Иногда, разобрав редуктор-испаритель для обслуживания или замены ремкомплекта, собрать его назад невозможно из-за изменений в геометрии корпуса. Вердикт – только замена. Если правильно эксплуатировать агрегат, то он прослужит не меньше 200 тыс. км пробега.



Трубопроводы, шланги, хомуты


Газовая магистраль из меди или алюминия служит 3-5 лет. Дело в том, что от контакта с одорантом (этилмеркаптаном) металл внутренних стенок окисляется, а сечение магистрали уменьшается продуктами окисления и в конце концов забивается. Пластиковые трубопроводы лишены подобного недостатка, однако и там есть минусы – пластик становится хрупким при сильном «минусе» на улице. Если неправильно смонтировать магистраль, то в сильный мороз есть вероятность ее повреждения. При корректном монтаже и эксплуатации пластик прослужит несколько лет.


Газовые шланги также способны служить долго, однако их меняют чаще из-за запаха: одорант постепенно пропитывает стенки шлангов и вонь начинает проникать в салон. Если использовать качественный материал, то подобных неприятностей удается избежать. С хомутами еще проще – самозажимные стальные хомуты «Норма» прослужат бесконечно долго, но цена их в разы выше «левых» аналогов на винтах. Тут каждый автовладелец принимает решение сам – то ли поставить и забыть, то ли регулярно копаться под капотом с отверткой, подкручивая ослабшие от вибрации и температуры винты.

Прокомментировать